Это уникальная графическая серия, созданная в условиях голода, холода, непрерывных бомбежек и обстрелов. На рисунках запечатлены события в блокадном Ленинграде.
А.Э. Блэк. «Воздушное заграждение».
Серия «Ленинград в дни войны». 1 июля 1941 г.
открыть в каталоге
Ирина Великанова, Генеральный директор Музея современной истории России:
„Графика Александра Блэка стоит в одном ряду со стихами Ольги Берггольц, музыкой Дмитрия Шостаковича и другими художественными произведениями, созданными в дни блокады. В них живо отображается весь ужас событий, происходивших в осаждённом городе, и в то же время чувствуется непокоренный дух ленинградцев, находивших в себе силы к труду и творчеству даже в это тяжелое время“.
Блокада Ленинграда – одна из самых страшных страниц Великой Отечественной войны. На 872 дня* город был полностью блокирован немецкими и финскими войсками. Массовый голод и зима принесли больше смертей и страданий, чем самые яростные артобстрелы и налеты.
*8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.
В осажденном Ленинграде. За водой. 1942 г.
открыть в каталоге
Согласно плану «Барбаросса», Гитлер планировал захватить Ленинград и полностью его уничтожить, но к осени 1941 года штурм по стратегическим соображениям был заменен на долгосрочную блокаду города. К началу сентября все подступы с запада и юга были блокированы немецкими войсками, с севера и северо-востока — финскими.
Для снабжения города оставался только путь по замерзшему Ладожскому озеру, который получил название «дорога жизни». Караваны грузовиков шли по льду Ладожского озера в Ленинград и возвращались оттуда с эвакуированными жителями. Путь был крайне опасен – из-за тонкого льда многие машины проваливались, а сама трасса находилась под постоянным обстрелом немецкой артиллерии и авиации.
Дорога, проложенная во время блокады Ленинграда по льду Ладожского озера для доставки оружия и продовольствия. 1941 г.
открыть в каталоге
В самом городе был введен комендантский час и установлены около полутора тысяч громкоговорителей, по которым объявлялась воздушная тревога. Изнурительная зима 1941-42 годов поставила город на грань продовольственной и энергетической катастрофы.
В эти тяжелые дни поэтесса Ольга Берггольц, оставшаяся в блокадном Ленинграде, работала на радио и почти ежедневно в своих выступлениях взывала к мужеству горожан. Сохранились уникальные записи, сделанные в это время, а также позднейшие воспоминания поэтессы:
Самодельные варежки диктора Ленинградского радио Н.В. Фёдоровой. 1941—1943 гг.
открыть в каталоге
Спички, изготовленные в Лесотехнической академии в период блокады Ленинграда. 1941 г. открыть в каталоге
Из-за постоянного перебоя с электроснабжением прекратилось стационарное отопление жилых домов, люди согревались вокруг самодельных печек-времянок.
В страшную зиму 1941-1942 гг. от голода и холода каждый день умирало в среднем по четыре тысячи человек. Администрация города ввела продовольственные карточки, по которым жители Ленинграда получали скудные хлебные пайки.
Блокадные карточки
открыть в каталоге
В самые суровые для ленинградцев ноябрьские дни 1941-го года суточная норма хлеба на человека составляла лишь 125 грамм. Из-за дефицита муки блокадный хлеб готовился из смесей всевозможных круп. В ход шли даже кора деревьев и бумага. Ситуация начала меняться к середине февраля 1942 года, когда было налажено регулярное снабжение города.
Дополнительный хлебный паек, выдававшийся лучшим производственникам Ленинграда, 1942 г.
открыть в каталоге
Первую зарисовку к своему будущему альбому Блэк сделал еще накануне войны:
«…Так же и в канун объявления войны я сделал рисунок „Белая ночь“, который стал первым рисунком серии „Ленинград во время войны“. На следующий день, когда мы услышали по радио страшное слово „Война!“, я решил зарисовать все, что я вижу».
А.Э. Блэк. «Белая ночь». Серия «Ленинград в дни войны». 21 июня 1941 г.
открыть в каталоге
Альбом Блэка является, по сути, дневником художника, через который можно проследить трагическую судьбу целого города. Многие рисунки выполнены в холодных серо-голубых тонах цвета ленинградского снега, в грязно-охристых отливах ночного зарева над пылающим городом, в выстуженных, освещенных коптилками комнатах. Герои серии — великий город и его жители – погибающие, но не сдающиеся.
Сам художник был мобилизован в первые дни блокады и работал в отряде по маскировке военных и промышленных объектов города, а также объектов культурного и исторического наследия. Эта работа дала обширный документальный материал для его зарисовок. Например, среди его работ есть сюжет снятия скульптур «укротителей коней» с Аничкова моста через Фонтанку – на время войны они были закопаны в саду возле моста.
А.Э. Блэк. «Снимают коней».
Серия «Ленинград в дни войны». 11 сентября 1941 г.
открыть в каталоге
Работы Александра Блэка, несмотря на некоторую размытость форм, предельно детализированы. Так, на силуэтах людей, идущих через зимний мрак Ленинграда, можно увидеть светоотражающие значки, которые выдавались горожанам из-за отсутствия электрического освещения.
Светящиеся значки жителей Ленинграда. 1941—1942 гг.
открыть в каталоге
А.Э. Блэк. «Вечер». Серия «Ленинград в дни войны». 6 ноября 1941 г.
открыть в каталоге
Ирина Великанова, Генеральный директор Музея современной истории России:
„Из почти двух с половиной лет блокады художник Александр Блэк находился в Ленинграде первые восемь месяцев. С диагнозом «дистрофия» он был эвакуирован из города в апреле 1942 года в Ташкент. После окончания войны всю серию рисунков он лично передал нашему музею“.
За время блокады, в 1941-42 годах войсками Ленинградского и Волховского фронтов предпринимались несколько серьезных попыток прорыва кольца немецких войск, однако прорвать блокаду советским войскам удалось только в январе 1943 года в ходе наступательной операции «Искра» в районе Шлиссельбурга. Окончательно же блокада была снята 27 января 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции, результатом которой стал разгром немецкой группы армий «Север».
Листовка «Блокада Ленинграда прорвана»
открыть в каталоге
На улицах после снятия блокады. Фотография Б. Кудоярова. 1944 г.
открыть в каталоге