От Февраля к Октябрю — Российский политический плакат 1917 г.

Российский политический плакат 1917 г.

Политический плакат как вид печатной художественной графики – крупное, яркое, символическое изображение, с кратким текстом, выполненное в агитационных, пропагандистских, рекламных или просветительских целях, известен в Европе с конца XIX в. В России плакаты появились на рубеже XIX - XX столетий.

Агитационный плакат
Сатирический плакат
Информационный плакат

Стилистика и образный ряд лубочной картинки и зрелищного плаката явились основой художественных решений российского политического плаката, возникшего и сформировавшегося в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. и революционных событий 1917 г.

Революционное время всегда предполагает активное вовлечение широких масс в политическую жизнь страны, побуждение в умах и сердцах людей эмоционального отклика на происходящие события. Агитационная печатная графика воздействует на сознание зрителя путем художественных приемов и позволяет добиться этого отклика.

Февральская революция 1917 г. была восторженно воспринята в России, как начало новой эпохи в истории страны. Все политические силы страны понимали значение художественной агитации и пропаганды в битве за умы соотечественников.

Первые российские политические плакаты являются неоценимым историческим и художественным источником. Они отражают ход событий 1917 года в стране, а также зарождение и формирование основных жанрово-стилистических особенностей искусства отечественного плаката, в которых осуществились первые попытки обобщения типов и образов эпохи, представляемых зрителю для восхищения или гнева.

Сатирический плакат

С давних времён юмор придавал людям силы и помогал в тяжёлых испытаниях. Наиболее популярная составляющая смеховой культуры – карикатура. Поэтому во времена серьёзных внутренних и внешних потрясений она становится одним из главных инструментов пропаганды и ей уделяется особое внимание. В период революционных событий 1917 г. средством массовой агитации стала сатира, основным направлением которой являлась дискредитация представителей свергнутого монархического строя – царя, его приближённых, министров и высших чиновников.

Первые революционные лубочные картинки были выпущены в марте 1917 г. петроградским книгоиздательством «Парус». Для создания лубков с сатирой на рухнувший строй были приглашены Владимир Маяковский, получивший ранее известность как автор нескольких ярких военных картинок, выпущенных в издательстве «Сегодняшний лубок», и популярный карикатурист Алексей Радаков. Их работы стали своего рода предшественниками «Окон РОСТА».

Агитационный плакат

До Октября 1917 года представители почти всех политических движений декларировали необходимость продолжения войны до победы и верность союзническим обязательствам России. Правительство нуждалось в денежных вкладах населения для финансирования боевых действий. Дореволюционный «Военный заём» стал теперь «Займом свободы».

В августе 1917 г. Особое совещание при Временном правительстве опубликовало Положение о выборах в Учредительное собрание — орган власти, который должен был решить судьбу государственного устройства России. Началась первая в истории России всеобщая избирательная компания — яростная и бескомпромиссная борьба за голоса российского народа. В выборах участвовало несколько десятков партий и объединений, как политических, так и национальных. Крупнейшими из них были партии социалистов-революционеров, социал-демократов (большевиков и объединённая), конституционных демократов (Партия народной свободы). Предвыборные плакаты этих партий – предтеча всемирно признанного «бренда» - советского политического плаката.

Последний плакат, посвящённый Учредительному собранию, был издан в конце 1917 г. Он призывал граждан выйти на манифестацию в защиту законно избранного органа власти. Первое его заседание, прошедшее 5 (18) января, оказалось и последним.

Информационный плакат

Плакат, как одно из основных средств коммуникации, несет на себе информативную функцию, сообщая о кардинальных изменениях в стране. Отречением 2 (15) марта 1917 года Николая II от престола и формированием Временного правительства ознаменовалась новая страница в истории России. В связи с традиционной персонификацией исторических событий и необходимостью популяризации новых лиц во власти, начали издаваться портреты лидеров революции.

Большое значение придавалось и художественному воплощению на бумаге народных настроений в период великого перелома. Так Московская типография Товарищества И.Д. Сытина выпустила серию, посвящённую дням Февральской революции в регионах страны.