Блокадная графика А.Э Блэка

Из собрания Государственного центрального музея современной истории России На выставке использованы стихи Ольги Берггольц, Веры Инбер и Анны Ахматовой, посвященные блокадному Ленинграду, а также сводки Советского информбюро и выдержки из газетных корреспонденций периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Выставка посвящена трагическим дням – блокаде Ленинграда в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня, для многих из нас не только часть героической истории, но и семейные переживания и воспоминания. Скорбь, восхищение и гордость вызывают у нас свидетельства подвига жителей блокадного Ленинграда и защищавших его воинов. Рисунки Александра Блэка – исторический документ беспощадной честности, не имеющий аналогов в изобразительном искусстве, выдающийся по лаконичности и пронзительности художественного взгляда очевидца.

Вся жизнь Александра Эдуардовича Блэка (1907 – 1970) была связана с городом над Невой: учился в Ленинградском высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) у известных мастеров В.М.Конашевича и Д.И.Митрохина. Затем работал художником на студии «Ленфильм», оформлял спектакли в ленинградских театрах.

В коллекции Государственного центрального музея современной истории России хранится 121 лист тонкого картона (24х17 см), где тушью, акварелью и белилами запечатлены события первых десяти месяцев войны, созданные А.Блэком в условиях холода, голода, непрерывных бомбёжек и обстрелов.

Герои серии – это сам Великий город и его жители, - погибающие, но несдающиеся. Художник фиксирует последствия бомбардировок и артобстрелов. С ноября 1941 года в рисунках появляется тема отчаянной борьбы за жизнь голодающих и замерзающих людей. О содержании листов говорит название одного из них: «Холод, голод, темнота».

Наряду со стойкостью и мужеством автор также фиксирует примеры нравственного падения, предательства и жестокости: трагедию семьи, у которой украли продовольственные карточки и тем обрекли её на голодную смерть; предателя, подающего сигналы противнику.

Несмотря на всю психологическую тяжесть изображенного на рисунке: смерть среди безучастной природы, мёртвые городские улицы, разруху, взрывы и пожары, основной пафос серии Блэка – это мужество преодоления. Главные персонажи – люди, спасающие свой Город, стоящие на постах, дежурящие на крышах, стоящие на баррикадах и беззаветно верящие в победу. Одна из последних его зарисовок – знаменитый мартовский субботник 1942 года: едва держась на ногах, люди вышли на улицы, чтобы очистить свой город от снега и нечистот. И Город выстоял! 27 января 1944 года закончилась самая страшная страница в его истории.

© Государственный центральный музей современной истории России, 2014 «Создано при поддержке Минкультуры России»