Парадная ваза
Подарок И.В. Сталину
от комсомольцев и молодежи
Владимирской области к 30-летию
Комсомола (ВЛКСМ). 1948 год
Классический образец советских парадных
ваз высотой почти полтора метра. Перед
нами — праздничный салют Победы над
Москвой, воплощенный в хрустале с
алмазным гранением. Хрусталь имеет
цвет медного и селенового рубина. Ваза
подарена Сталину от коллектива завода
«Гусь Хрустальный».
cправка
Рогов Евгений Иванович (1918—1999).
Родился в 1918 году в Гусь-Хрустальном. Вся его
жизнь и творчество были неразрывно связаны с
Гусевским Хрустальным заводом. Сразу по
окончании средней школы он поступил на завод
учеником в живописный цех. В 1939-1948 гг.
служил в Советской армии, был участником
Великой Отечественной войны. После
демобилизации вернулся к делу всей своей
жизни. Заслуженный художник РСФСР, участник
многих отечественных и зарубежных выставок, —
Евгений Рогов, бесспорно, был одним из ведущих
мастеров советского стеклоделия.
Гусевский хрустальный завод, художник Е.И. Рогов и
мастер-алмазчик В.М. Чунунова осматривают новые
изделия из хрусталя. Владимирская обл. 02.1958
Обычно правительственные заказы и подарки делали
лучшие художники советских заводов. А этот
уникальный предмет — из числа первых авторских
работ молодого мастера Евгения Рогова. Позднее он
действительно стал ведущим художником завода
«Гусь-Хрустальный», но в тот год в сопроводительном
письме Сталину коллектив нашел оптимальную форму,
чтобы представить свой монументальный дар и
талантливого автора: в тексте сказано, что в создании
вазы, кроме молодого художника Рогова, «принимали
горячее участие старые мастера завода и молодежь
предприятия».
На нескольких чашах изображены: салют на фоне Спасской башни Московского
Кремля, портрет Сталина в маршальском мундире, дарственная надпись «Родному
товарищу Сталину …». Основание вазы символизирует Кремлевскую стену с
изображением герба СССР и гербов 16-ти существовавших на тот момент союзных
республик.
Хранитель коллекции:
Большие парадные вазы появились в СССР с
конца 30-х годов как одна из характерных
черт набиравшего силу сталинского ампира.
Такие монументальные изделия требовали
высочайшего уровня технического
исполнения. Его с успехом обеспечивали на
советских фарфоровых и стекольных заводах
— предприятия продолжили разрабатывать
свои художественные технологии,
Московский Государственный Университет на
Ленинских горах.Москва 1950-1955
прерванные революцией. А уж после войны
производство памятных, парадных и
подарочных ваз возобновилось с
усилившимся энтузиазмом — страна
торжественно отмечала множество
юбилейных дат.
Вазы из стекла и фарфора достигали высоты до 2,5 метров и
были своеобразным «портретом эпохи».
В них символически присутствовали три составляющие «нового
общества», которое усиленно строила советская власть.
Во-первых, народ, в лице его лучших представителей — мастеров
ведущих заводов страны. Во-вторых, творческий бескорыстный
труд, овеществленный в подарке и обозначенный в надписях. И,
наконец, сама власть, которая представлена портретными
изображениями, и которой адресован монументальный дар.
На вазах изображались «лучшие люди страны»: ее лидеры,
генералы, летчики и космонавты, ученые и поэты.