Шкатулка «Бэла»
Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры.
1957 год
В этой тонкой и нежной работе запечатлен образ молодой черкесской княжны Бэлы в момент трагической развязки знаменитого романа Лермонтова «Герой нашего времени», ставшего классикой русской литературы.
Шкатулка «Бэла» создана известным холуйским миниатюристом —
Борисом Владимировичем Тихонравовым. Именем Бэлы названа и
первая повесть лермонтовского романа.
Бэла — черкесская княжна, похищенная собственным братом
Азаматом для русского офицера Печорина в обмен на коня. Печорин
же отдает Азамату не своего коня, а чужого, принадлежавшего горцу
Казбичу. В отместку Казбич похищает Бэлу и, понимая, что от погони
ему не уйти, жестоко расправляется с ней на глазах у Печорина.
Трагическая развязка этой истории нашла своё отражение в
миниатюре Тихонравова. Ее пронзительный и яркий сюжет
вряд ли сможет оставить кого-то равнодушным.

cправка
Титульная страница первого издания романа «Герой
нашего времни», 1840. Типография Ильи Глазунова
Поселок Холуй Ивановской области — один из старинных русских
иконописных центров, превратившийся в советское время в центр
лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцы оказались в
крайне тяжелом положении: спрос на иконы катастрофически падал.
Вынужденные искать новое применение своему таланту, художники
объединились в артель и вскоре нашли свой собственный стиль в лаковой
миниатюре.
Уже в 1937 году холуйские художники-миниатюристы участвовали во
Всемирной выставке в Париже, где были удостоены бронзовых медалей.
Период расцвета лаковой миниатюры в Холуе пришелся 50-60-е годы ХХ
века. В 1959 году был создан Музей Холуйского искусства, ставший
в настоящее время государственным.