Шкатулка «XX съезд КПСС»
Создана на фабрике «Народное искусство»
в селе Хотьково Московской области. 1956 год
Ажурная резная шкатулка из мамонтовой кости, прозрачная на просвет.
Этот искусно выполненный декоративный предмет на идеологическую
тему создан в небольшом подмосковном селе и посвящен XX съезду КПСС.
Произведение посвящено единственной партии
Советского Союза. Автор, увлеченный актуальными тогда
идеями пропаганды марксизма-ленинизма, поместил на
крышке классический на тот момент рельеф из четырех
профилей: Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Он не знал,
что именно на этом съезде Н.С. Хрущёв выступит с
докладом «О культе личности и его последствиях», и
портрет Сталина надолго исчезнет из иконографии
советских лидеров.
И.В. Сталин 1945-1946
Другие грани шкатулки украшены
традиционной советской государственной
символикой: герб СССР, парадные знамена,
красные звезды. Одно из резных клейм на
торце посвящено Первому съезду партии
будущих большевиков и коммунистов в 1898
году (тогда партия называлась РСДРП). Клеймо
напротив вырезано в честь её юбилейного XX
съезда (с 1952 года партия носит название
КПСС).
Сама шкатулка выполнена в строгом «кремлевском»
стиле в форме саркофага. Несмотря на идеологическую
претенциозность, работа поражает тонкостью
исполнения. Кроме того, ларец создан из монолита, что
значит «надежно».
История сохранила имя создателя этого интереснейшего
произведения — К.Г. Зорилов. Известный мастер
декоративной скульптуры, он стал одним из первых
резчиков по кости в Подмосковье.
Хранитель коллекции:
Изделия фабрики «Народное
искусство» узнаются по
специфическому «хотьковскому»
декоративному эффекту — тонкой
сетке ажурного растительного
узора. Такую мы видим и на нашей
шкатулке — её украшает
реалистический рисунок: дубовая
ветвь с желудями.
cправка
Русский народный художественный промысел в
Хотьково существует относительно недавно — с
1947 года, когда в селе была организована
художественно-промысловая артель «Народное
искусство». Поскольку местных
предшественников в обработке кости у
коллектива не было, мастера решили опереться
Хотьково
на хорошо известное искусство косторезов
русского Севера: Тобольска и Холмогор. В
Хотьково работали преимущественно с костью
крупного рогатого скота, покрывая её рельефной
и ажурной резьбой и узорной гравировкой.