Скульптурная композиция
«Радио в тундре»
Композиция создана в Якутии. 1930-е годы
Сложная композиция на актуальную в то время тему: в чуме появилось
радио! Произведение создано по макетному принципу: каждая из фигурок
отдельно вырезана из кости мамонта и прикреплена к основе из
моржового клыка. Скульптура была подарена «всесоюзному старосте»
Михаилу Ивановичу Калинину.
cправка
Михаил Иванович Калинин (7 (19) ноября 1875 — 3 июня
1946) — государственный и партийный деятель, многие
годы находившийся на вершине советской иерархии. В
период с 1922 по 1938 год высшим органом
государственной власти в Советском Союзе был
Центральный Исполнительный Комитет СССР, его и
возглавлял Калинин, будучи формальным главой
Советского Союза. В народе его называли «всесоюзный
староста». Это прозвище он получил неспроста — в его
М.И. Калинин
приёмную сотнями стекались «ходоки» — просители из
Источник: Государственный музей политической
истории России
народа. О приёмной Калинина было известно в каждом
уголке Страны Советов. Бывали такие дни, когда он
принимал до 500 человек в день!
Неизвестный якутский мастер воплотил в композиции типичную сцену из
северной жизни: возле чума собрались мужчины и женщины в традиционных
одеждах, к ним выбежал ребенок, рядом — домашние животные. Но в быт этих
людей вторглось новшество: они не просто собрались побеседовать — они
обсуждают свежие вести, на их лицах — непередаваемые эмоции! Еще бы —
вместе с радио в тундру ворвался огромный «советский мир». Пока ещё он,
как и металлический громкоговоритель, кажется инородным телом посреди
белоснежной девственной пустыни… На лицах северян неподдельный интерес
к происходящему.
Якутский косторезный промысел зародился
в XVIII веке на основе местных
художественных традиций. Якутские
косторезы в своих произведениях
изображали северных животных, оленьи
упряжки, сцены охоты на волков и
медведей, национальные праздники. С
1930-х годов, с начала широкомасштабного
освоения природных богатств Якутии
молодым Советским государством,
Кость мамонта
актуальной темой сюжетов у местных
народов стала современность.
Хранитель коллекции:
Свои произведения якутские мастера
выполняли из мамонтовой кости. В
Якутии достаточное количество этого
ископаемого материала, но мамонтовая
кость, десятки тысяч лет залегающая в
вечной мерзлоте, труднодоступна.
Из-за её дороговизны у северных
народов и сложилась традиция
Мамонт с бивнями. Рисунок конца XIX в.
макетного построения композиций.
Фигурки главных героев вырезались «из
мамонта», а на подставке можно было и
«сэкономить» — её делали из более
дешёвой кости.
Интересный факт:
Якуты всегда считали мамонтовую кость даром свыше,
ценным подарком подземного духа. Вырывая кость
мамонта из промерзшей земли, они всегда оставляли там
что-то взамен, — а размер их ответного дара был
пропорционален размеру найденной кости — если кость
была внушительного размера, якуты могли зарыть в
землю целого оленя!