Скульптура
«Красногвардеец»
Создана на Государственном
фарфоровом заводе
скульптором
В.В. Кузнецовым.
1919 год
Перед нами самая ранняя работа в
агитфарфоре известного советского
скульптора Василия Кузнецова: он
создал модель «Красногвардейца» уже
в 1918 году. Юный рабочий с винтовкой
будто сошел с документальных
фотоснимков Я. Штейнберга,
запечатлевших реальных бойцов
революции на улицах Петрограда.
Я. Штейнберг. Патруль у Смольного. 1917 г.
Яркий художник-фарфорист В.В. Кузнецов был руководителем
скульптурной мастерской на Петроградском Государственном
фарфоровом заводе в 1920-е годы. Он вошел в историю как один из
создателей знаковых пластических портретов первых «красных»
героев.
Хранитель коллекции
Агитфарфор, как его стали называть позднее, — это фарфор первых
лет после Октябрьской революции. Живые скульптурные картинки
революционной действительности входят в первую сотню
исторических памятников, приобретенных Музеем революции (ныне
— Музеем современной истории России) в 1924 году, сразу после его
открытия».
Появлению в мире шедевров агитфарфора мы обязаны ленинскому «Плану монументальной
пропаганды». Уникальный в своем роде план был утвержден «вождем пролетариата» в 1918 году для
идеологического воспитания новых поколений средствами культуры. С тех пор советские художники,
писатели, режиссёры и артисты — представители абсолютно всех видов искусств — воодушевленно
создавали новые идеологические символы для молодой Советской республики.
cправка
Одним из первых, где начал претворяться в жизнь План
монументальной пропаганды, был Государственный фарфоровый
завод в Петрограде (бывший Императорский). Уже в 1918 году его
мастера получили заказ на изготовление «бюстов великим людям в
области революции». Казалось бы, откровенное давление идеологией
на «свободную» художественную волю должно было сразу потерпеть
фиаско… Однако новая мятежная героика, кипящая в Петрограде
политическая жизнь, массовые демонстрации, идейные
театрализованные праздники — всё, включая набирающую обороты
госмашину, служило вдохновению. Конечно, правило не
распространилось абсолютно на весь художественный цех, но
произведения агитационного искусства того времени, их
безупречное мастерство и образные сюжеты, не перестают удивлять
по сей день.
Витрина магазина Государственного фарфорового завода. г. Петроград 1921
Фотограф А. Поповский.