Скульптурная композиция «Суббота»
Создана на Ленинградском
фарфоровом заводе
им. М.В. Ломоносова. 1929 год
Раритет раннего советского
периода затрагивает одну из
актуальнейших «русских» тем —
пьянство. Образец мелкой пластики
на бытовую тему создан в лучших
традициях Императорского
фарфорового завода (так назывался
Ленинградский фарфоровый завод до
революции).
Эта драматическая группа из пяти фигур
констатация печально известной проблемы, которую
не раз пытались решить в Советской стране... В
центре — отец семейства в голубой рубахе, полосатых
брюках, добротных черных сапогах и сером фартуке
явно успешный рабочий человек. В обеих руках он
держит по бутылке водки, и жадно пьет из одной. Над
мужчиной печально склонилась жена, на ее плечи
горестно накинут темно-зеленый платок. У ног
мужчины — маленькая девочка в светлом платьице,
рядом бессильно держится за отцовское плечо
плачущий сын — пионер в коротких штанишках.
Позади за сундук забился еще один член семейства
черный кот. Трагическая сцена носит бесхитростное
название «Суббота».
В сюжете композиции угадывается
«женское» авторство. И действительно
сложную и изящную форму выполнила
заводская художница Наталья Данько, а
автор многоцветной росписи — Елизавета
Потапова.
Создание этой скульптуры было
продиктовано развернувшейся в СССР в
1929 году кампанией по борьбе с
пьянством и алкоголизмом. В стране было
резко уменьшено производство алкоголя,
закрыты некоторые крупные
пивоваренные заводы. Пивные лавки и
прочие «злачные» места переоборудованы
в «Чайные» и просто «Столовые». Кампания
активно поддерживалась и на уровне
идеологии: был налажен выпуск массовой
агитационной продукции, заработали
кинопередвижки, развозившие по
маленьким городкам и селам фильмы о
здоровом образе жизни, стал выходить
журнал «Трезвость и культура».
Хранитель коллекции
Для нас странно название этой композиции. Мы привыкли, что по
сложившейся русской традиции человек может позволить себе
полностью «расслабиться» только в конце рабочей недели. Сейчас для
нас это пятница. А в 20-е годы прошлого века суббота была рабочим
днем. Сцена, воплощённая в фарфоре Натальей Данько, представляет
собой классическое завершение рабочей недели для русского
человека.
Пионеры и школьники Сокольнического района г. Москвы на
шествии с антирелигиозными и антиалкогольными плакатами.
г. Москва 26 апреля 1921-1931 гг.
cправка
1929-й — это уже вторая попытка перестроить быт и оздоровить
население в молодом советском государстве. Первая антиалкогольная
кампания развернулась сразу же с приходом большевиков к власти в
1917-м году. А впереди советский народ ждали еще кампании
1958-го, 1972-го и 1985-го годов. Последняя широко известна как
«горбачевский сухой закон».
Митинг активистов антиалкогольного движения. 1987